Астрономия 10-11
Урок 10.11.21
Тема: газовые планеты солнечной системы.
I. Д/З:
выполнение исследовательской работы №3 "Газовые планеты солнечной системы"
II. Новая тема
посмотри фильм и выполни исследовательскую работу №3, используя материалы фильма и интернет источники.
планета |
Расстояние до солнца |
радиус |
Период вращения |
Продолжительность дня и ночи |
Состав атмосферы |
температура |
Спутники планеты (кол – во и название самых известных) |
Особенности магнитного поля планеты |
||
Вокруг солнца |
Вокруг своей оси |
днем |
ночью |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок окончен !
Тема: Основные измерения времени
Контрольная работа
по теме «Природа тел Солнечной системы»
1. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на боку». Представьте, что так же начала вращаться Земля. К каким эффектам привело бы данное изменение (перечислите не менее двух)?
2. Заполните пропуски в тексте: «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности _______. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между _______ и Юпитером. Одни осколки получили при этом примерно ________ орбиты и потеряли под действием солнечных лучей имевшийся первоначально газ. Они стали _______________ и карликовыми планетами. Другие, получившие ________________ орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, метан. Из них образованы __________».
3. В таблице приведено описание одной из планет Солнечной системы. Заполните таблицу — характеристику планеты. Составьте аналогичную таблицу для планеты Солнечной системы — представителя другой группы.
Описание в литературе (Томилин А. Н. «Занимательно об астрономии») |
«... Меньше Ганимеда (спутника Юпитера) и Титана (спутника Сатурна)... Но, несмотря на небольшие размеры... обладает вполне достойной силой притяжения, что говорит о высокой плотности. Космический зонд «Маринер-10» показал крайне слабое маг-нитное поле. Возможно... содержит много железа. На освещенной части поверхности температура достигает 400 градусов Цельсия. Так что лицам, собирающимся провести там отпуск, рекомендуется захватить асбестовые лодки и жаропрочные сапоги. Вас ждут озера из расплавленного олова. Не помешает и бронированный зонтик — в качестве противометеоритной защиты» |
Название планеты |
|
Группа, к кото рой относится планета
|
|
Физические характеристики |
|
Спутники |
|
Среднее расстояние до Солнца |
|
4. Используя справочные данные, определите продолжительность суток на Марсе и его радиус. Используя эти данные, вычислите линейную скорость вращательного движения точки экватора Марса.
5. Какой вид имеют кольца Сатурна для наблюдателей, находящихся на экваторе и на полюсах Сатурна?
6. Среди планет Солнечной системы Юпитер и Сатурн обладают наибольшим сжатием. Объясните причину этого явления.
7. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? Ответ поясните.
8. Французский ученый Ж. Бабинэ образно назвал кометы «видимое ничто». Поясните, какие физические характеристики имел в виду ученый.
9. Изобразите графически вид кометы при ее приближении к Солнцу. Сколько вариантов изображений можно представить?
10. Представьте, что геоцентрическая система мира верна. Допуская, что Плутон движется вокруг Земли в плоскости ее экватора на
расстоянии 6•109 км с периодом в 1 сутки, рассчитайте орбитальную скорость Плутона и, сравнив ее со скоростью света, сделайте заключение о возможности движения Плутона вокруг Земли.
Выполни задания:
Задание 1
Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.
Название спутника |
Радиус спутника, км |
радиус орбиты, тыс.км |
Средняя плотность, г/см3 |
Вторая космическая скорость, м/с |
Планета |
Луна |
1737 |
384,4 |
3,35 |
2038 |
Земля |
Фобос |
~12 |
9,38 |
2,20 |
11 |
Марс |
Европа |
1569 |
670,9 |
2,97 |
2040 |
Юпитер |
Каллисто |
2400 |
1883 |
1,86 |
2420 |
Юпитер |
Ио |
1815 |
422,6 |
3,57 |
2560 |
Юпитер |
Титан |
2575 |
1221,9 |
1,88 |
2640 |
Сатурн |
Оберон |
761 |
587,0 |
1,50 |
770 |
Уран |
Тритон |
1350 |
355,0 |
2,08 |
1450 |
Нептун |
Выберите два
утверждения, которые соответствуют характеристикам планет. (с доказательством)
1) Масса Луны больше массы Ио.
2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с2.
3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.
4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.
5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.
Задание 2
Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы. Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля.
Имя |
Диаметр |
Масса |
Орбитальный радиус (а. е.) |
Период обращения (земных лет) |
Период вращения (земных суток) |
Нептун |
3,9 |
17,2 |
30,1 |
165 |
0,67 |
Уран |
4 |
14,6 |
19,2 |
84 |
0,72 |
Сатурн |
9,5 |
95,2 |
9,5 |
29,5 |
0,43 |
Юпитер |
11,2 |
318 |
5,2 |
11,9 |
0,41 |
Марс |
0,53 |
0,11 |
1,5 |
1,9 |
1 |
Земля |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Венера |
0,95 |
0,82 |
0,72 |
0,62 |
243 |
Меркурий |
0,38 |
0,06 |
0,39 |
0,24 |
58,6 |
Выберите два
утверждения, которые соответствуют характеристикам планет. (с доказательством)
1) Средняя плотность Венеры меньше средней плотности Земли.
2) Центростремительное ускорение Юпитера при его вращении вокруг Солнца больше центростремительного ускорения Марса.
3) Первая космическая скорость для Нептуна меньше, чем для Урана.
4) Ускорение свободного падения на Меркурии составляет примерно 4 м/с2.
5) Сила притяжения Сатурна к Солнцу больше, чем у Юпитера.
3. Напишите сообщение о "Челябинском метеорите"
Это интересно:
Практическая работа
«Изучение планет»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
планета |
расстояние от Солнца |
Радиус планеты (км) |
Диаметр по экватору |
Плотность (г/см3 ) |
Состав атмосферы (%) |
Масса (в массах Земли) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Температура на поверхности |
Период вращения вокруг своей оси |
Период обращения вокруг солнца |
Число спутников |
Название известных или самых больших спутников |
ландшафт |
Характеристика Магнитного поля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материал к дистанционному уроку "Видимое движение планет"
2. Звездные
каталоги: от древности до наших дней.
II. Новая тема
Телескопы. (Фильм поможет заполнить таблицы)
Таблица №1
Параметры |
Определение |
Формула |
Назначение |
|
|
Разрешающая
способность |
|
|
Угловой
диаметр |
|
|
Таблица №2
Вид |
Ход лучей |
Примеры телескопа и его характеристики |
Рефракторы |
|
|
Рефлекторы |
|
|
Зеркально
- линейные |
|
|
Таблица №3
Вид |
Особенности конструкций |
Примеры |
Радиотелескопы |
|
|
Инфракрасные
телескопы |
|
|
Рентгеновские
телескопы |
|
|
Гамма
- телескопы |
|
|
2. Галактика - звездный дом, в котором мы живем
3. Есть ли вода на других планетах?
4.Звезды в жизни человека.
5. Космическая еда
6. Космические аппараты (спутники, долговременные орбитальные станции, межпланетные аппараты, планетоходы, планетные базы станции, средства передвижение космонавтов. Космический телескоп Хаббла)
7. Крупнейшие обсерватории мира
8 Основные этапы освоения космоса
9.Тайны черной дыры. Черные дыры Вселенной
10.История возникновения астрономии. Древние обсерватории
11. Наука космонавтика и её творцы
12. Покорители космоса
13. Женщины -космонавты
14.Животные штурмуют космос
16.Рождение Солнечной системы
17.Планеты земной группы в картинах великих художников
18.Солнечная система: спутники планет-гигантов
19.Существуют ли планеты вне Солнечной системы?
20.Звезда по имени Солнце
21.Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
26.гигант Юпитер
27.Открытие Нептуна и Плутона
29.Страсти по кометам
30.Внеземные цивилизации — проблемы поиска
Инструкции
Комментариев нет:
Отправить комментарий