Астрономия 10-11

Астрономия 10-11


 


 


 


 

 


 

 


 


 

 


 

Урок 10.11.21

Тема: газовые планеты солнечной системы.

I. Д/З:

выполнение исследовательской работы №3 "Газовые планеты солнечной системы" 

II.   Новая тема

 посмотри фильм и выполни исследовательскую работу №3, используя материалы фильма и интернет источники.

планета

Расстояние

до солнца

радиус

Период вращения

Продолжительность

дня и ночи

Состав атмосферы

температура

Спутники планеты (кол – во и название самых известных)

Особенности магнитного поля планеты

Вокруг солнца

Вокруг своей оси

днем

ночью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

Урок окончен !


 

Тема: Основные измерения времени 


 

 

                                Добро пожаловать на страничку "Астрономия"
27.04.21
тема: Характеристика звезд
Д/З:
1. Сообщение "Значение Солнца для планеты Земля" или "Влияние Солнца на здоровье людей"
2. Прочитать параграф с 22 - 27
 
ход урока 
все о галактике и звездах
 




 
 
К каждому фильму напишите аннотацию к просмотренным фильмам

13.04.21
тема: строение  Солнца
Д/З: конспект параграфа 18 по 20
 Просмотрите фильмы о Солнце и сделайте конспекты параграфов 18 - 20

 

 

 09.03.21

Контрольная работа

по теме «Природа тел Солнечной системы»

 

1. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на боку». Представьте, что так же начала вращаться Земля. К каким эффектам привело бы данное изменение (перечислите не менее двух)?

2. Заполните пропуски в тексте: «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности _______. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между _______ и Юпитером. Одни осколки получили при этом примерно ________ орбиты и потеряли под действием солнечных лучей имевшийся первоначально газ. Они стали _______________ и карликовыми планетами. Другие, получившие ________________ орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, метан. Из них образованы __________».

3. В таблице приведено описание одной из планет Солнечной системы. Заполните таблицу — характеристику планеты. Составьте аналогичную таблицу для планеты Солнечной системы — представителя другой группы.

Описание в литературе (Томилин А. Н. «Занимательно об астрономии»)

«... Меньше Ганимеда (спутника Юпитера) и Титана (спутника Сатурна)... Но, несмотря на небольшие размеры... обладает вполне достойной силой притяжения, что говорит о высокой плотности. Космический зонд «Маринер-10» показал крайне слабое маг-нитное поле. Возможно... содержит много железа. На освещенной части поверхности температура достигает 400 градусов Цельсия. Так что лицам, собирающимся провести там отпуск, рекомендуется захватить асбестовые лодки и жаропрочные сапоги. Вас ждут озера из расплавленного олова. Не помешает и бронированный зонтик — в качестве противометеоритной защиты»

Название планеты

 

Группа, к кото рой относится планета

 

 

Физические характеристики

 

Спутники

 

Среднее расстояние до Солнца

 

 

4. Используя справочные данные, определите продолжительность суток на Марсе и его радиус. Используя эти данные, вычислите линейную скорость вращательного движения точки экватора Марса.

5. Какой вид имеют кольца Сатурна для наблюдателей, находящихся на экваторе и на полюсах Сатурна?

6. Среди планет Солнечной системы Юпитер и Сатурн обладают наибольшим сжатием. Объясните причину этого явления.

7. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? Ответ поясните.

8. Французский ученый Ж. Бабинэ образно назвал кометы «видимое ничто». Поясните, какие физические характеристики имел в виду ученый.

9. Изобразите графически вид кометы при ее приближении к Солнцу. Сколько вариантов изображений можно представить?

10. Представьте, что геоцентрическая система мира верна. Допуская, что Плутон движется вокруг Земли в плоскости ее экватора на

расстоянии 6•109 км с периодом в 1 сутки, рассчитайте орбитальную скорость Плутона и, сравнив ее со скоростью света, сделайте заключение о возможности движения Плутона вокруг Земли. 

 

 

 

09.02.21
тема: Астероиды и метеориты
1. Д/З: параграф 16, вопросы - задания для самоконтроля стр. 95 + (задачи и сообщение)
2. Новая тема:
 

 Выполни задания:
 

Задание 1

Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.

 

Название спутника

Радиус спутника, км

радиус орбиты, тыс.км

Средняя плотность,

г/см3

Вторая космическая скорость, м/с

Планета

Луна

1737

384,4

3,35

2038

Земля

Фобос

~12

9,38

2,20

11

Марс

Европа

1569

670,9

2,97

2040

Юпитер

Каллисто

2400

1883

1,86

2420

Юпитер

Ио

1815

422,6

3,57

2560

Юпитер

Титан

2575

1221,9

1,88

2640

Сатурн

Оберон

761

587,0

1,50

770

Уран

Тритон

1350

355,0

2,08

1450

Нептун

 

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет. (с доказательством)

1) Масса Луны больше массы Ио.

2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с2.

3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.

4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.

5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.

Задание 2

Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы. Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля.

 

Имя

Диаметр

Масса

Орбитальный

радиус (а. е.)

Период обращения

(земных лет)

Период вращения

(земных суток)

Нептун

3,9

17,2

30,1

165

0,67

Уран

4

14,6

19,2

84

0,72

Сатурн

9,5

95,2

9,5

29,5

0,43

Юпитер

11,2

318

5,2

11,9

0,41

Марс

0,53

0,11

1,5

1,9

1

Земля

1

1

1

1

1

Венера

0,95

0,82

0,72

0,62

243

Меркурий

0,38

0,06

0,39

0,24

58,6

 

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет. (с доказательством)

1) Средняя плотность Венеры меньше средней плотности Земли.

2) Центростремительное ускорение Юпитера при его вращении вокруг Солнца больше центростремительного ускорения Марса.

3) Первая космическая скорость для Нептуна меньше, чем для Урана.

4) Ускорение свободного падения на Меркурии составляет примерно 4 м/с2.

5) Сила притяжения Сатурна к Солнцу больше, чем у Юпитера.

 3. Напишите сообщение о "Челябинском метеорите"



  Это интересно:
 

 
 


19.01.21
тема: "Планеты - гиганты и их спутники"
а)Д/З: 
1. Конспект параграфа 15
2. Написать сообщение об одной из планет - гигантов. 
б) Просмотрите фильмы

 
 
 
 


 
 15.12.2020
 

Практическая работа

«Изучение планет»

1

2

3

4

5

6

7

планета

расстояние

от Солнца

Радиус планеты (км)

Диаметр

по экватору

Плотность

(г/см3 )

Состав атмосферы

(%)

Масса

(в массах Земли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

Температура

на поверхности

Период вращения вокруг своей оси

Период обращения вокруг солнца

Число спутников

Название известных или самых больших спутников

ландшафт

Характеристика

Магнитного поля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 
25.11.2020
 
Материал к дистанционному уроку  "Видимое движение планет"
                                                          Алгоритм урока
1 Домашнее задание
1. Прочитать параграф 7
2. Ответить на вопросы для самоконтроля
3. Доклад " Развитие представлений о солнечной системе"
 II. Новая тема
 
составьте конспект по параграфу 7
 
29.09.2020
Материал к дистанционному уроку №3
Тема "Звезды и созвездия"
Цель: Уметь формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.

Эпиграф к уроку:

Чтобы заглянуть на миллионы лет назад, не нужно машины времени, — достаточно поднять голову и посмотреть на звезды.

                                                                     Алгоритм урока.
1 Домашнее задание
Параграф 2
сообщение (на выбор): 1. История происхождения названий ярчайших объектов неба.

                                         2. Звездные каталоги: от древности до наших дней.

II. Новая тема

Телескопы. (Фильм поможет заполнить таблицы)




08.09.2020
Материал к дистанционному уроку №1
Тема "Предмет астрономии"
1. Просмотрите фильм и презентацию, выполните задание 1 стр.8



 II. Д/З Параграф 1 - выучить

14.09.2020
Здравствуйте! Сегодня участвуем в олимпиаде по астрономии! Успехов вам!

22.09.2020
Материал к дистанционному уроку №3
Тема "Наблюдение - основа астрономии"
Цель: познакомиться с особенностями астрономии и ее методами.
Алгоритм урока.
I. Новая тема.
Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:
а) В чем состоят особенности астрономии?
б) Какие координаты светил называют горизонтальными?
в) Какую точку на небе называют зенитом?
г)Как называют прибор для измерения высоты и азимута?



Прочитайте статью в учебнике телескопы стр. 11 - 18 и заполните таблицы:

Таблица №1

Параметры

Определение

Формула

Назначение

 

 

Разрешающая способность

 

 

Угловой диаметр

 

 

 

Таблица №2

Вид

Ход лучей

Примеры телескопа и его характеристики

Рефракторы

 

 

Рефлекторы

 

 

Зеркально - линейные

 

 


Таблица №3

Вид

Особенности конструкций

Примеры

Радиотелескопы

 

 

Инфракрасные телескопы

 

 

Рентгеновские телескопы

 

 

Гамма - телескопы

 

 


Проверьте правильность заполнения таблиц посмотрев фильм


 II. Д/З Параграф 2 - выучить, сообщение "Современные космические обсерватории"
 (выполненные задания урока и сообщение приносим на проверку 28.09.2020 г на урок физики)












2. Контрольная работа для 11 класса 
по теме «Солнце и звезды»
1.      В книге Б.  А.  Максимачева, В.  Н.  Комарова «В звездных лабиринтах» приведено следующее описание одного из созвездий:
 «…_____________ — едва ли не самое знаменитое созвездие… О нем упоминают многие исторические хроники. Созвездие характеризуется группой звезд, которая напоминает латинскую букву V. Современная прописная буква А, ведущая происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего священного быка Аписа, представляет собой перевернутую бычью морду с двумя рогами. Среди 125 звезд выделяется своей яркостью красноватая звезда ______________. Ее называют также «Глазом _____________», хотя буквально слово переводится с арабского как «следующая». Эта звезда следует в своем суточном движении за известной группой звезд ______________. Слово _______________ происходит от греческого слова «множество». Всего в ______________ насчитывается несколько сотен звезд… Члены скопления связаны физически…»
Заполните пропуски в тексте. Определите, о каком созвездии рассказывают авторы. В какое время года его можно наблюдать визуально на небе? Определив, о каком созвездии идет речь в тексте, укажите, что вы знаете о нем еще. Назовите уникальный астрономический объект в данном созвездии, впервые зафиксированный в 1054 г., и приведите факты, характеризующие этот уникальный объект.
2. Двойная система состоит из двух одинаковых звезд солнечной массы (2•1030кг). В ней линии На (6563 Å) периодически раздваиваются, и их компоненты расходятся на 1,3 Å. Определите линейное расстояние между звездами, если луч зрения лежит в плоскости орбиты.
3. Параллакс Денеба равен 0,004″, а параллакс Альтаира — 0,201″. Какая из этих двух звезд ближе к Земле и во сколько раз?
4. Какие сведения может дать спектр звезды? Рассмотрите все возможные случаи (движение в пространстве, вращение вокруг оси, эволюционные процессы, существование в тесной двойной системе и т. д.).
5. Какие сведения можно получить, наблюдая на небе звезды разных цветов, например красную и голубую?
 6. Юпитер иногда считают «несостоявшейся звездой». Какие характеристики свидетельствуют в пользу этого заявления? При изменении каких параметров теоретически можно было бы «превратить» Юпитер в парную с Солнцем звезду? Попробуйте описать жизнь такой двойной звезды и судьбу других планет Солнечной системы.









Задание для 10 -х классов:
две недели работаем над информационным проектом и защитой (презентация) 
темы:

1.Вселенная: тайна зарождения
2. Галактика - звездный дом, в котором мы живем
3. Есть ли вода на других планетах?
4.Звезды в жизни человека.
5. Космическая еда
6. Космические аппараты (спутники, долговременные орбитальные станции, межпланетные аппараты, планетоходы, планетные базы станции, средства передвижение космонавтов. Космический телескоп Хаббла)
7. Крупнейшие обсерватории мира
8 Основные этапы освоения космоса
9.Тайны черной дыры. Черные дыры Вселенной
10.История возникновения астрономии. Древние обсерватории
11. Наука космонавтика и её творцы
12. Покорители космоса
13. Женщины -космонавты
14.Животные штурмуют космос
15.Газовые гиганты Солнечной системы
16.Рождение Солнечной системы
17.Планеты земной группы в картинах великих художников
18.Солнечная система: спутники планет-гигантов
19.Существуют ли планеты вне Солнечной системы?
20.Звезда по имени Солнце
21.Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
22.Зарождение Земли
23.Загадочная Луна
24. Колонизация Марса и его терра формирование
25.Возможна ли жизнь на спутнике планеты Юпитер - Европе?
26.гигант Юпитер
27.Открытие Нептуна и Плутона
28.Метеориты
29.Страсти по кометам
30.Внеземные цивилизации — проблемы поиска
Инструкции
1. цифра Темы соответствует вашей под которой вы в списке класса, т.е. если вы в списке класса 5, то ваша тема под цифрой 5 (Космическая еда)
2. Работа выполняется как реферат (Титульный лист, содержание, введение (введение содержит - актуальность, тему, цель, задачи, Объект исследования, предмет исследования и значимость вашей работы т.е. где можно использовать материал), далее основная часть, заключение, литература и приложения)
3. Работа должна быть не более 10 страниц (4а формата) включая титульник и приложения как в электронном, так и в распечатанном варианте
4. Защита включает ваше выступление на 3 -5 минут и презентацию (10-11 слайдов)
Вопросы задаем через комментарии
Оценки две -  за работу, защиту 



Комментариев нет:

Отправить комментарий